Новая модель медицинской организации, оказывающей первичную медико-санитарную помощь (регистратура)
Регистратура медицинской организации является структурным подразделением, обеспечивающим формирование и распределение потоков пациентов, своевременную запись и регистрацию пациентов на прием к врачу, в том числе с применением информационных технологий.
Регистратура должна располагаться на первом этаже амбулаторно-поликлинического подразделения, на площадях, рассчитанных в соответствии с плановым количеством посетителей, в непосредственной близости от входа в поликлинику. Также в непосредственной близости от входа в поликлинику размещается гардероб.
В зоне Регистратуры необходимо предусмотреть оптимальное освещение и температурный режим (СанПиН 2.1.3.2630-10 "Санитарно-эпидемиологические требования к организациям, осуществляющим медицинскую деятельность", утвержденные Постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 18.05.2010 N 58, приложения NN 3, 5). Допускается применение сплит-систем.
В целях соблюдения санитарно-эпидемиологических норм необходимо предусмотреть выдачу пациентам бесплатной одноразовой обуви (бахил).
Регистратура организуется с учетом принципов эргономики, оформляется в едином стиле в соответствии с общими цветовыми решениями, используемыми в поликлинике, способствующими комфортному восприятию информационной среды.
Целью внедрения единых подходов к организации Регистратуры является повышение уровня удовлетворенности населения доступностью и качеством медицинских услуг путем формирования модели работы, ориентированной на пациента.
Достижение цели станет возможным путем разделения потоков пациентов, повышения качества организации пространства, управления запасами, стандартизации процессов, повышения качества и доступности медицинской помощи, а также повышения уровня вовлеченности персонала в улучшение процессов.
Представленное ниже описание регистратуры через призму критериев "Новой модели медицинской организации, оказывающей первичную медико-санитарную помощь", предполагает возможности качественного планирования пространства поликлиники, формирования логистически верных потоков пациентов и информации, доступности услуг, предоставляемых медицинской организацией.
Критерий 1. Управление потоками пациентов
В зоне регистратуры в визуально доступном месте размещается:
- информация о дальнейшем маршруте в зависимости от цели визита посетителя в медицинскую организацию, что позволяет эффективно распределять входящий поток регистратору;
- информация об исследованиях (например, флюорографическом), приемах специалистов (например, посещение специалиста при наличии предварительной записи) и т.п., которые пациент может пройти, минуя регистратуру. Данный прием способствует предотвращению скопления пациентов в зоне регистратуры;
- информация об оказании платных медицинских услуг, а также подробная маршрутизация пациентов, обратившихся за их получением.
Критерий 2. Качество пространства
Особое внимание необходимо уделять созданию условий для инвалидов и других групп населения с ограниченными возможностями здоровья (постановление Правительства РФ от 01.12.2015 N 1297 "Об утверждении государственной программы Российской Федерации "Доступная среда" на 2011-2020 годы"). В зоне регистратуры размещаются следующие элементы доступной среды:
- мнемосхемы;
- тактильные направляющие;
- таблицы со шрифтом Брайля;
- Для обеспечения возможности прямого контакта сотрудника с пациентом оборудуется открытая стойка регистратуры, сидячего места и т.д.
- Навигационная система в зоне регистратуры должна быть наглядна и понятна посетителям медицинской организации, в том числе лицам с ограниченными возможностями.
- В зоне регистратуры в визуально доступном месте размещается табло (при технической возможности - электронное) с отображением актуального расписания приема врачей-специалистов, работы диагностических подразделений с возможностью оперативной замены информации при необходимости. Информация должна быть легкой для восприятия и понятной посетителям поликлиники.
- Также в визуальном доступе в зоне фронт-офиса размещается информация, содержащая сведения:
- о медицинской организации (структура, система управления, место нахождения обособленных подразделений, контактные телефоны, электронная почта, график приема граждан руководителем, копия свидетельства о государственной регистрации медицинской организации, копия действующей лицензии с приложениями);
- о вышестоящих и контролирующих организациях;
- о противодействии коррупции;
- о возможности ознакомления с нормативными правовыми актами в регистратуре;
- о страховых медицинских организациях, осуществляющих деятельность на территории субъекта Российской Федерации;
- о видах оказываемой медицинской помощи;
- о порядке, объемах и условиях оказания медицинской помощи в соответствии с Территориальной программой государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи (далее - ТПГГ);
- о показателях доступности и качества медицинской помощи, установленных Территориальной программой государственных гарантий;
- о маршрутизации пациентов в условиях конкретной поликлиники (медицинской организации);
- о правилах записи на первичный прием, консультации, обследования;
- о внеочередном приеме (оказании медицинской помощи) отдельных категорий граждан в соответствии с законодательством Российской Федерации (Федеральный закон от 12.01.1995 N 5-ФЗ "О ветеранах", Закон РФ от 15.01.1993 N 4301-1 "О статусе Героев Советского Союза, Героев РФ и полных кавалеров ордена Славы", Закон РФ от 15.05.1991 N 1244-1 "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС"; Закон РФ от 03.09.1993 N 5698-1 "О внесении и дополнений в Закон РСФСР "О реабилитации жертв политических репрессий", Постановление Правительства Российской Федерации от 13.02.2015 N 123 "Об утверждении Правил внеочередного оказания медицинской помощи отдельным категориям граждан в рамках программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи в медицинских организациях, подведомственных федеральным органам исполнительной власти");
- о сроках и порядке проведения диспансеризации и профилактических медицинских осмотров;
- о проведении вакцинации;
- о льготном лекарственном обеспечении (в том числе перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов);
- о правилах предоставления платных медицинских услуг (в соответствии с п.III постановления Правительства Российской Федерации от 4.10.2012 N 1006 "Об утверждении правил предоставления медицинскими организациями платных медицинских услуг");
- информационные плакаты о здоровом образе жизни.
- Информация, размещаемая в зоне регистратуры, должна быть структурирована, следует избегать размещения материалов, отвлекающих от основной информации.
- В зоне регистратуры необходимо разместить лист проблем и лист предложений, доступные для пациентов.
- Рабочие места сотрудников регистратуры должны быть оборудованы автоматизированным рабочим местом (АРМ),
- АРМ, многоканальным телефоном, гарнитурой, и организованы по системе 5С.